16, Май 2018

Водоизмещение преткновения

Какие споры вызывает система распределения инвестиционных квот на Дальнем Востоке.

Всписке инвестиционных объектов, подпадающих под программу инвестквот, могут появиться среднетоннажные суда для промысла сельди иминтая. Изначально планировалось, что вэтом виде промысла будут задействованы только крупнотоннажные суда, как более эффективные. Предложение исходит отМинистерства поразвитию Дальнего Востока, Минсельхоз подготовил проект соответствующих поправок взаконодательство. ВРосрыболовстве считают, что ихпринятие негативно сказалосьбы наэффективности проводимой реформы отрасли.

Нераспределенные квоты

Врезультате первой отборочной кампании пораспределению инвестиционных квот, которая прошла впрошлом году, часть квот осталась нераспределена. При общем объеме инвестиционных квот насельдь иминтай 414тыс. т удалось распределить лишь 264тыс. т. Глава Росрыболовства Илья Шестаков комментировал, что ряд компаний несмог принять участие вотборе почисто техническим причинам: они неуспели подготовить документы.

Согласно постановлению правительстваРФ, вкотором описан порядок распределения инвестиционных квот, вслучае, если квоты распределяются неполностью, повторный аукцион проводится вследующем году. ВРосрыболовстве предполагали поступить именнотак, Шестаков говорил обэтом всвоем интервью вфеврале.

Однако всередине апреля насовещании было озвучено предложение вкратчайшие сроки изменить порядок распределения квот таким образом, чтобы инвестиционную квоту навылов сельди иминтая смогли получить инвесторы под строительство среднетоннажных судов. «Более 35% инвестиционных квот нереализовано, что само посебе указывает нанеобходимость корректировки программы засчет строительства более доступных ивостребованных для обеспечения сырьем береговых перерабатывающих заводов среднетоннажных судов, ане только крупнотоннажных судов»,— говорил насовещании замминистра РФпо развитию Дальнего Востока Александр Крутиков. Росрыболовство высказалось резко против.

Споры обобъемах

Система распределения инвестиционных квот стала основным предметом дискуссии вотрасли. Вчастности, этот вопрос был вцентре внимания IVСъезда работников рыбохозяйственного комплекса, который прошел вфеврале этого года вМоскве. «Тренд должен быть всторону глубокой переработки (рыбы.— РБК+). Ненужно бороться сэкспортом, нужно просто увеличивать долю перерабатываемой продукции, давать стимул»,— подвел насъезде итоги дискуссии вице-премьер Аркадий Дворкович. Постановление правительстваРФ, которое определяет порядок распределения квот, подразумевает, что инвестиционная квота предоставляется под добычу сельди иминтая для строительства только крупнотоннажных траулеров, обеспечивающих полную переработку улова прямо насудне. Строительство средне— ималотоннажных судов тоже возможно, нотолько для тех породрыб, вылов которых ведут вбереговой зоне малые предприятия.

Росрыболовство отдает приоритет крупнотоннажным судам, объяснял винтервью изданию «Восток России» Илья Шестаков, поскольку они всостоянии обеспечивать серьезные уловы иполностью перерабатывать ихв море. «Эффективность переработки рыбы вморе все равно будет экономически более высокой, чем заморозка рыбы насудне иее переработка наберегу, особенно вусловиях Дальнего Востока. Именно поэтому государство должно стимулировать создание современных судов сполным циклом наборту»,— говорилон.

Среднесуточный вылов крупнотоннажного траулера вдвое выше, чем усреднетоннажного судна (300 т против 150 т), авыпуск продукции глубокой переработки выше более чем вдва раза (85 т всутки против 28т), следует изтехнических характеристик типовых судов, размещенных насайтах производителей. При этом крупнотоннажное судно всостоянии переработать 100% улова против 75% усреднетоннажного судна.

Впонятие «переработка» входят разделка имойка рыбы, атакже работа линии попроизводству консервов. Изотходов производят рыбную муку ижир. Крупные траулеры оснащены всем необходимым перерабатывающим оборудованием, атакже вместительными морозильными камерами.

Решение непринято

Предложение разрешить строить среднетоннажные суда под квоты обусловленотем, что позволяет загрузить заказами дальневосточные верфи. НаДальнем Востоке пока немогут строить крупнотоннажные траулеры, поскольку усудостроительных предприятий нет опыта кооперации синостранными верфями ипроизводителями оборудования, рассказывает президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края Георгий Мартынов.

Однако «квоты под инвестиции— ресурс ограниченный», объяснял Илья Шестаков позицию Росрыболовства онеобходимости строительства крупнотоннажных судов. Под строительство среднетоннажных судов также могут выделяться ресурсы, такие как дальневосточная треска, кальмар, камбала, терпуг, отмечал глава ведомства, ночто касается минтая исельди, накоторые приходится свыше трех четвертей вылова наДальнем Востоке, ихдобыча наиболее эффективна именно крупными судами. «По нашим оценкам, при сопоставимых удельных капитальных затратах натонну создаваемой производственной мощности операционная рентабельность крупного судна-новостроя примерно на30% выше, чем усреднего. Это понятно ииз практики: внастоящее время более 70% добычи минтая исельди ведется крупнотоннажным флотом»,— отмечал Шестаков.

Тем неменее вконце апреля Минсельхоз, которым курируется Росрыболовство, разместил насвоем сайте проект изменений взаконодательство. «Согласно проекту постановления, заявления поинвестиционным проектам вотношении оставшихся нераспределенными долей квот наинвестиционные цели для добычи (вылова) минтая исельди тихоокеанской будут приниматься втечение пяти месяцев после размещения вустановленном порядке извещения»,— сказано впояснительной записке кдокументу.

Тем временем правительство столкнулось сновой проблемой. Как говорилось вначале мая насовещании сучастием премьера Дмитрия Медведева, урегионов возникли трудности состроительством врамках механизма инвестиционной квоты рыбоперерабатывающих заводов наберегу. «Руководству регионов рекомендовано обеспечить рыбоперерабатывающие заводы, которые будут построены под получение долей, необходимой инфраструктурой»,— сказано врезолюции порезультатам совещания.

Источник